Устройство и принцип работы рулевой рейки: гидроусилитель vs электроусилитель

Рулевое управление – одна из ключевых систем, отвечающих за безопасность и комфорт вождения. Его сердцем является рулевой механизм, преобразующий поворот руля в движение колес. На современных автомобилях эту функцию выполняет рулевая рейка, которая может быть оснащена гидравлическим или электронным усилителем. Понимание устройства рулевой рейки и принципов ее работы поможет автовладельцу вовремя заметить неисправность и принять верное решение о ремонте. 

В этой статье мы подробно разберем, как работает рулевая рейка разных типов и чем они отличаются.

Виды рулевых реек

Современные автомобили используют три основных типа рулевых механизмов:

  • Механическая рейка. Конструкция без усилителя, где вся сила для поворота колес прикладывается водителем.
  • Рейка с гидроусилителем руля (ГУР). Усилие создается за счет давления гидравлической жидкости.
  • Рейка с электроусилителем руля (ЭУР). Усилие создается с помощью электродвигателя.

Наиболее популярными и сложными являются именно системы с усилителями. Давайте рассмотрим их устройство и принцип работы ГУР и ЭУР.

Как работает рулевая рейка с гидроусилителем (ГУР)

Устройство рулевой рейки гидравлического типа сложнее механической. В ее состав входят: насос ГУР, бачок для жидкости, золотниковый распределитель, силовой гидроцилиндр и соединительные шланги.

Принцип работы ГУР

1.  Насос, приводимый ремнем от двигателя, создает давление в системе и непрерывно циркулирует масло.

2.  При повороте руля торсион (чувствительный элемент) в распределителе скручивается.

3.  Золотниковый механизм направляет поток жидкости в соответствующую полость гидроусилителя руля.

4.  Жидкость под давлением воздействует на поршень, интегрированный в рейку, помогая ей двигаться и, таким образом, поворачивать колеса.

5.  Когда руль отпущен, жидкость возвращается в бачок, а усилитель перестает работать.

Плюсы и минусы ГУР

  • Плюсы: Отработанная конструкция, информативное усилие на руле, возможность работы с большими нагрузками (внедорожники, грузовики).
  • Минусы: Зависимость от двигателя, необходимость обслуживания (замена жидкости, ремня), риск утечек, более низкий КПД.

Как работает рулевая рейка с электроусилителем (ЭУР)

Электроусилитель руля – более современное решение. Здесь усилие создает электродвигатель. Существует три типа ЭУР, но наиболее распространенный – когда мотор расположен на самой рейке.

Принцип работы ЭУР

1.  Электронный блок управления (ЭБУ) постоянно считывает данные с датчиков: угла поворота руля, скорости автомобиля, крутящего момента на рулевой колонке.

2.  На основе этих данных ЭБУ вычисляет необходимое усилие и подает команду на электродвигатель.

3.  Электромотор, через червячную или шариковинтовую передачу, помогает двигаться рейке, облегчая поворот руля.

4.  Принцип работы ГУР и ЭУР кардинально отличается: электронная система способна менять усилие в зависимости от скорости (легко крутить на парковке и туже на трассе) и более энергоэффективна, так как работает только при повороте руля.

Плюсы и минусы ЭУР

  • Плюсы: Экономичность, нет жидкостей и ремней, простота обслуживания, возможность реализации дополнительных функций (ассистенты движения по полосе, автоматическая парковка).
  • Минусы: Высокая стоимость ремонта, чувствительность к влаге и ударам, меньший ресурс при агрессивной езде.

Чем отличается ГУР от ЭУР

Итак, давайте резюмируем  отличия ГУР от ЭУР:

1.  Источник энергии: ГУР использует мощность двигателя, ЭУР – электричество от бортовой сети.

2.  Конструкция: ГУР – это гидравлическая система с насосом и жидкостью, ЭУР – электромеханическая система с датчиками и блоком управления.

3.  Экономичность: ЭУР потребляет энергию только в момент поворота, что снижает нагрузку на двигатель и экономит топливо.

4.  Функциональность: ЭУР интегрируется в системы активной безопасности и предлагает адаптивное усилие, в то время как ГУР работает по постоянному алгоритму.

5.  Обслуживание: ГУР требует регулярной замены жидкости и контроля герметичности, ЭУР в обслуживании не нуждается (до момента поломки).

Выбор между системами – это компромисс между надежностью, экономичностью и функциональностью. Гидравлика долгое время была стандартом, но будущее однозначно за электронными системами. 

Независимо от того, какой рулевой механизм установлен на вашем автомобиле – BMW, Mercedes или Kia – диагностику и ремонт стоит доверять только профессионалам. 

Специалисты автосервиса «ГУР-Сервис» обладают большим опытом работы как с гидравлическими, так и с электронными системами рулевого управления. Вы можете посмотреть примеры выполненных работ на таких марках, как Toyota и Ford, в разделе «Наши работы», чтобы убедиться в качестве наших услуг. 

Своевременная диагностика в нашем сервисе поможет избежать серьезных затрат и обеспечить вашу безопасность на дороге.