Стук в рулевой рейке – тревожный симптом. Он сигнализирует о неисправности, которая способна ухудшить управляемость автомобиля. А это уже чревато аварией.
Поэтому ответ на вопрос, может ли стучать рулевая рейка, однозначный: в норме этого быть не должно. А если стук появляется, нужно немедленно принимать меры, чтобы не произошло трагедии. Разберемся, как стучит рейка, и что делать, если это происходит.
Почему может возникать стук
Возможных причин нарушений в работе этого узла несколько, и все они, как правило, связаны с агрессивным стилем вождения. А также с частой ездой по бездорожью и плохим дорогам. Это создает чрезмерные нагрузки на узел: он быстрее изнашивается. Влага и грязь, проникающие внутрь рейки, вызывают коррозию металла. Из-за ржавчины качество сцепления элементов снижается – появляется стук.
- Изнашивается центрирующая втулка вторичного вала, на нем образуется ржавчина, что может привести к возникновению течи.
- Зазор между зубьями вала приводит к появлению люфта. И когда машине приходится преодолевать препятствие на дороге, детали ударяются друг о друга.
- В подшипниках первичного вала возникает люфт, опять из-за езды по плохим дорогам и бездорожью.
- Ослабли крепежные соединения.
- Износилась опорная втулка из пластика, что привело к образованию люфта.
- Износилась антифрикционная накладка, из-за чего прижимной сухарь начал болтаться и стучать по корпусу.
Зная, как стучит рулевая рейка, можно понять, действительно ли проблема в ней. Когда стук направлен снизу-вверх и сверху-вниз, скорее всего, его издает именно рейка. Когда звук перемещается слева-направо и наоборот, вероятно, его источник – тяга. Однако провести точную диагностику можно в специальном сервисном центре: самостоятельно это сделать сложно.
Как убрать стук
Зная верный ответ на вопрос, может ли стучать рейка, лучше сразу начать действовать. Эксперты предлагают несколько способов самостоятельного решения проблемы. Первый – подтянуть регулировочный винт, но слишком сильно. Иначе отклик руля снизится, и придется прикладывать больше усилий при управлении авто. Решение с регулировочным винтом временное, поэтому при первой возможности стоит обратиться в автосервис.
Демонтировать вал – более действенная и долгосрочная мера. Задача непростая: нужны соответствующие знания и опыт. Непросто обойтись без помощника.
Если в автомобиле механическая рейка, сначала выкручивают крепления рулевых наконечников, потом снимают сцепление. В случае с гидравлической рейкой понадобится первым делом слить жидкость, потом выкрутить патрубки высокого давления.
Когда вал будет демонтирован, его рекомендуется проточить, чтобы убрать ржавчину и следы выработки. Потребуется восстановить изношенные части. Если повреждения наблюдаются на гладкой части вала, справиться можно самостоятельно, если в вашем гараже есть необходимые инструменты. Когда проблема в зубчатой части, потребуется специальное оборудование, которое есть в автосервисах.
Восстановление вала выполняется с помощью:
- шлифовки;
- проточки;
- напаивания;
- наваривания;
- напыления металла;
- гальванизации;
- выравнивания;
- закаливания;
- цементации.
При значительном износе вала или других элементов рекомендуется заменить узел новым. Решение «ремонтировать или менять», зависит от степени разрушений, а также от возможностей, которые есть у вас. Не лишним будет проконсультироваться у специалистов автосалона, чтобы понять, что выгоднее.
Профилактика стука
Проведя ремонт или заменив узел, стоит позаботиться о предотвращении появления подобных проблем в дальнейшем. Для этого:
- стараться водить машину бережнее, отказавшись от агрессивной езды;
- стартовать и тормозить плавно;
- при необходимости проехать какое-то препятствие (яму, ухаб, «лежачего полицейского»), переходить на минимальную скорость;
- избегать ездить по бездорожью и плохим дорогам;
- при парковке не использовать бордюр как отсечку: удары колеса о препятствие вредят рулевому механизму;
- регулярно проверять состояние пальников и сальников рейки;
- периодически проводить диагностику узла в автосервисе.
Эти простые рекомендации помогут продлить срок службы механизма, повысить безопасность вождения и сократить свои расходы на внеплановый ремонт автомобиля.