Почему рулевая рейка стучит? Причины и способы устранения

Стук в рулевой рейке – тревожный симптом. Он сигнализирует о неисправности, которая способна ухудшить управляемость автомобиля. А это уже чревато аварией.

Поэтому ответ на вопрос, может ли стучать рулевая рейка, однозначный: в норме этого быть не должно. А если стук появляется, нужно немедленно принимать меры, чтобы не произошло трагедии. Разберемся, как стучит рейка, и что делать, если это происходит.

Почему может возникать стук

Возможных причин нарушений в работе этого узла несколько, и все они, как правило, связаны с агрессивным стилем вождения. А также с частой ездой по бездорожью и плохим дорогам. Это создает чрезмерные нагрузки на узел: он быстрее изнашивается. Влага и грязь, проникающие внутрь рейки, вызывают коррозию металла. Из-за ржавчины качество сцепления элементов снижается – появляется стук.

  • Изнашивается центрирующая втулка вторичного вала, на нем образуется ржавчина, что может привести к возникновению течи.
  • Зазор между зубьями вала приводит к появлению люфта. И когда машине приходится преодолевать препятствие на дороге, детали ударяются друг о друга.
  • В подшипниках первичного вала возникает люфт, опять из-за езды по плохим дорогам и бездорожью.
  • Ослабли крепежные соединения.
  • Износилась опорная втулка из пластика, что привело к образованию люфта.
  • Износилась антифрикционная накладка, из-за чего прижимной сухарь начал болтаться и стучать по корпусу.

Зная, как стучит рулевая рейка, можно понять, действительно ли проблема в ней. Когда стук направлен снизу-вверх и сверху-вниз, скорее всего, его издает именно рейка. Когда звук перемещается слева-направо и наоборот, вероятно, его источник – тяга. Однако провести точную диагностику можно в специальном сервисном центре: самостоятельно это сделать сложно.

Как убрать стук

Зная верный ответ на вопрос, может ли стучать рейка, лучше сразу начать действовать. Эксперты предлагают несколько способов самостоятельного решения проблемы. Первый – подтянуть регулировочный винт, но слишком сильно. Иначе отклик руля снизится, и придется прикладывать больше усилий при управлении авто. Решение с регулировочным винтом временное, поэтому при первой возможности стоит обратиться в автосервис.

Демонтировать вал – более действенная и долгосрочная мера. Задача непростая: нужны соответствующие знания и опыт. Непросто обойтись без помощника.

Если в автомобиле механическая рейка, сначала выкручивают крепления рулевых наконечников, потом снимают сцепление. В случае с гидравлической рейкой понадобится первым делом слить жидкость, потом выкрутить патрубки высокого давления.

Когда вал будет демонтирован, его рекомендуется проточить, чтобы убрать ржавчину и следы выработки. Потребуется восстановить изношенные части. Если повреждения наблюдаются на гладкой части вала, справиться можно самостоятельно, если в вашем гараже есть необходимые инструменты. Когда проблема в зубчатой части, потребуется специальное оборудование, которое есть в автосервисах.

Восстановление вала выполняется с помощью:

  • шлифовки;
  • проточки;
  • напаивания;
  • наваривания;
  • напыления металла;
  • гальванизации;
  • выравнивания;
  • закаливания;
  • цементации.

При значительном износе вала или других элементов рекомендуется заменить узел новым. Решение «ремонтировать или менять», зависит от степени разрушений, а также от возможностей, которые есть у вас. Не лишним будет проконсультироваться у специалистов автосалона, чтобы понять, что выгоднее.

Профилактика стука

Проведя ремонт или заменив узел, стоит позаботиться о предотвращении появления подобных проблем в дальнейшем. Для этого:

  • стараться водить машину бережнее, отказавшись от агрессивной езды;
  • стартовать и тормозить плавно;
  • при необходимости проехать какое-то препятствие (яму, ухаб, «лежачего полицейского»), переходить на минимальную скорость;
  • избегать ездить по бездорожью и плохим дорогам;
  • при парковке не использовать бордюр как отсечку: удары колеса о препятствие вредят рулевому механизму;
  • регулярно проверять состояние пальников и сальников рейки;
  • периодически проводить диагностику узла в автосервисе.

Эти простые рекомендации помогут продлить срок службы механизма, повысить безопасность вождения и сократить свои расходы на внеплановый ремонт автомобиля.